Владимир Бусыгин ответит за все
2 февраля 2007 года

Внешне это кадровое землетрясение будет выглядеть как несколько запоздалая реакция акционеров на катастрофический обвал котировок ценных бумаг НКНХ. Но за возможной отставкой Владимира Бусыгина, о вероятности которой говорят уже несколько лет, стоят совсем другие причины.

Дело в том, что падение курса акций НКНХ, торгуемых на площадке РТС, фактически началось еще 12 февраля прошлого года и приняло затяжной характер. По данным информационного агентства "Cbonds", к 15 декабря 2006 года ценные бумаги комбината потеряли в весе 47% и стоили около 70 центов за одну акцию. А еще в начале декабря фондовый аналитик "Cbonds" Олег Шитов предсказал, что распространенная предприятием информация о предстоящей допэмиссии акций скорее всего отрицательно скажется на динамике котировок: "снижение может принять обвальный характер, и нет никаких гарантий того, что дно в этом случае не окажется на уровне 0,03 доллара за акцию. Хотя, возможно, поддержка будет оказана и на уровнях в районе 0,25 - 0,30 доллара или 0,15 доллара за акцию".

Как в воду глядел! 11 декабря на внеочередном собрании акционеров НКНХ было утверждено решение о размещении допэмиссии акций компании на сумму 25,78 миллиарда рублей, в результате чего уставный капитал комбината должен вырасти более чем в 15 раз. Генеральный директор ОАО "ТАИФ" Альберт Шигабутдинов, занимающий и должность председателя совета директоров НКНХ, в тот день заявил, что основная цель эмиссии - "привлечение средств на программу развития НКНХ. Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов, возглавляющий совет директоров государственного ОАО "Связьинвестнефтехим", владеющего 28,6% голосующих акций НКНХ, поспешил заверить, что государство будет участвовать в допэмиссии и изыщет около 7 миллиардов рублей, чтобы сохранить свою долю в уставном капитале компании. Минниханов заявил, что "сейчас "Нижнекамскнефтехим" - совершенно другая компания, ее капитализация должна возрасти до 10 миллиардов долларов".

В то же время миноритарные акционеры предприятия выразили опасения, что в результате допэмиссии будет размыта их доля. Канадская компания Mackenzie Financial Corporation, представляющая интересы миноритарных держателей 71 миллиона акций (3,9% от общего числа акций НКНХ), едва узнав о намерении проведения допэмиссии, еще в начале декабря направила письма и руководству предприятия, и в ОАО "ТАИФ", и в правительство Татарстана со своими доводами против допэмиссии. Но эти письма проигнорировали и адресаты, и фондовый рынок. И до 27 декабря все было относительно спокойно. А вот в "черную среду" стоимость акций НКНХ рухнула сразу на 45%, до отметки 0,31 доллара за акцию, а капитализация НКНХ снизилась до 560 миллионов долларов.

Решающим фактором, нагнавшим тучи на акции предприятия, стала утечка информации (и, по всей видимости, целенаправленная) о том, что зампред Комитета Госдумы России по безопасности Виктор Илюхин обратился с депутатским запросом к Минтимеру Шаймиеву. Неистовый депутат однажды уже обращался в Прокуратуру России с просьбой о тотальной проверке деятельности компании "ТАИФ". Шума было много, но тогда гора родила мышь. На этот раз Виктор Илюхин обратился непосредственно к Минтимеру Шаймиеву. В своем письме депутат написал: "ОАО "ТАИФ", контролируемое вашим сыном Радиком, приняло решение об увеличении на $1 млрд. уставного капитала ОАО "Нижнекамскнефтехим". Это означает, что в 16 раз сокращается доля в собственности крупнейшего нефтехимического завода России Республики Татарстан и 12 тысяч акционеров - физических и юридических лиц. По моим данным, сделка не получила официального одобрения руководства страны как одного из акционеров предприятия. Данные действия ОАО "ТАИФ" наносят колоссальный экономический и политический ущерб Татарстану. В глазах инвесторов резко вырастут риски инвестиций в Татарстан и Россию. Это противоречит доктрине экономической безопасности страны. Действия руководителей ОАО "ТАИФ" могут рассматриваться как сепаратистские, направленные на ущемление прав государственной собственности и государственной политики по вхождению России в ВТО".

Минтимер Шаймиев поручил Рустаму Минниханову подготовить ответ депутату. Премьер-министр поручение выполнил оперативно, но Виктора Илюхина ответ не устроил. 17 января депутат снова обратился к президенту республики. И снова предельно жестко. И снова его письмо получило огласку. Депутат не пожалел черных красок: "Негативное отношение к предложению об увеличении уставного капитала предприятия выразил самый надежный индикатор любых экономических решений - рынок ценных бумаг. С конца ноября рыночная капитализация компании сократилась, по нашим оценкам, примерно в три раза - на сумму около 70 млрд. рублей, что почти в три раза превышает размер предполагаемой эмиссии. Больший ущерб для компании и ее акционеров трудно вообразить. Сумма общего долга компании, которая в письме Р.Н. Минниханова оценена в 20 млрд. рублей, сразу стала значительно больше рыночной капитализации ОАО "Нижнекамскнефтехим". Непродуманное решение привело компанию в состояние потенциального банкротства".

А завершил Виктор Илюхин свое письмо обвинениями инициаторов допэмиссии чуть ли не в государственной измене: "... решение об увеличении уставного капитала ОАО "Нижнекамскнефтехим", как справедливо отмечают эксперты, связано не с желанием группы "ТАИФ" развивать нефтехимическое производство в Республике Татарстан, а с желанием продать его, снизив долю других акционеров в интересах одного иностранного инвестора. Такая позиция компании не отвечает общеэкономическим интересам России, а говорит о действиях в интересах узкой группы лиц, связанных, по моим данным, с националистически настроенными предпринимателями в России и за рубежом".

Упорствовать дальше с допэмиссией не имеет смысла. Слишком велика вероятность, что в НКНХ высадится прокурорско-эфэсбэшный десант и устроит тотальную проверку. Скорее всего, решение об увеличении уставного капитала нефтехимической компании будет или приостановлено, или и вовсе отменено. В конце концов у ТАИФа уже есть опыт подобных действий. В 2005 году он уже отменял решение о проведении дополнительной эмиссии акций ОАО "Казаньоргсинтез". Правда, тогда это было исключительно внутритатарстанским делом: против планов ТАИФа резко негативно выступил Рустам Минниханов.

Что касается персоны гендиректора НКНХ Владимира Бусыгина, то о его отставке "в ближайшее время" заговорили с января 2005 года, когда ТАИФ сконцентрировал в своих руках блокирующий пакет акций ОАО "Нижнекамскнефтехим". Несмотря на то, что в своих публичных выступлениях Бусыгин никогда не позволял себе негативных оценок ТАИФа, отношения с руководством этой компании у него были далеко не безоблачные. Один из лучших менеджеров нефтехимического комплекса России, доктор химических наук, имя которого хорошо известно среди профессионалов не только в России, но и на Западе, весьма скептически относился к экспансии ТАИФа в нефтехимический комплекс республики. Особенно остро неприятие Бусыгиным методов работы ТАИФа проявилось в ходе "добровольно-принудительного отъема" у НКНХ установки ЭЛОУ-АВТ, являющейся основным элементом нефтеперерабатывающего завода (подробности - в "ВК" от 16.08.2005). Ну а когда ТАИФ положил глаз на весь НПЗ, дело дошло до разбирательств в Арбитражном суде. Неизвестно, чем кончилось бы рассмотрение дела за пределами Татарстана, в апелляционной инстанции, но на Совете безопасности республики было принято принципиальное решение "уступить" завод ТАИФу, и все иски были отозваны.

Потом ТАИФ пришел в НКНХ и сегодня контролирует уже 75,6% акций комбината. А Владимир Бусыгин для таифовской команды так и не стал своим. И лучшего момента для его отставки, чем сегодня, когда акции компании рухнули, трудно придумать. Потому что генеральный директор - на то и генеральный, что отвечает за все. Даже если ему пришлось выполнять чужое, коллегиально принятое решение.

По официально не подтвержденным сведениям, Владимира Бусыгина сватают на должность замминистра Минтопэнерго России.

Ирек МУРТАЗИН, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, "Вечерняя Казань".